Иосафатова долина и страшное караимское проклятие
Наконец-то весна. Погода в начале марта в Крыму переменчивая, капризная, но есть все-таки в воздухе что-то щекотящее, тонизирующее, и нет сил сидеть на месте, хочется движения и свежих впечатлений.
Вот вы были в Иосафатовой долине? Да, той, которая упоминается в Ветхом Завете, но которая находится не в Иерусалиме, а недалеко от Бахчисарая.
Мы любим Бахчисарай за его историю, неповторимые пейзажи, черепичные крыши, за Ханский дворец, в котором, кстати, провела ночь Екатерина II, путешествуя по Крыму, за Пушкинский «Бахчисарайский фонтан» слез… Всего и не перечесть.
Но этой весной туда нужно ехать ради средневекового караимского кладбища Балта Тиймез, расположенного в Иосафатовой долине города-крепости Чуфут-Кале (Джуфт-Кале, по-караимски).
Место уникальное, хотя по отзывам посетителей — мрачное и пугающее.
Добраться до некрополя совсем несложно. На автостанции Бахчисарай пересаживаемся на местный маршрутный автобус, следующий в Старый город, доезжаем до конечной остановки и от Свято-Успенского пещерного монастыря направляемся в долину, которая распростерлась у подножия древнего города.
Всего 1000 метров ходьбы по старой каменистой дороге в окружении живописных пейзажей.
С одной стороны — непроходимый низкорослый лес, с другой — возвышающее скальное плато со средневековыми башнями, строениями и бесчисленными пещерами.
В тот день, когда мы отважились на путешествие, на полпути к цели нам явилось знамение. Облака в виде небесной белой птицы, распахнувшей свои крылья над старым городом, долиной и нами, словно благословляя и приглашая в неведомое пространство.
Некрополь Балта-Тиймез занимает 4 гектара и является одним из старейших средневековым кладбищем в Европе. По сведениям историков, хоронить здесь начали в XIII столетии, это было место упокоения жителей крепости Чуфут-Кале. Но некоторые утверждают, что на кладбище встречаются захоронения и Х века нашей эры.
Согласно последним исследованиям, общее количество сохранившихся надгробий насчитывает 7 тысяч и примерно 3400 имеют эпитафии, выполненные с помощью иудейского алфавита на караимском языке. На большинство памятников нанесены изображения (солярные и сакральные знаки).
Похоронены здесь в основном караимы – народ загадочный.
На сегодняшний день сложно сказать, сколько всего осталось караимов по всему миру. Есть много версий, кто же они такие. Большинство самих караимов утверждают, что имеют родство с одной из групп евреев, проповедовавших доталмудический иудаизм. Эта версия объясняет отсутствие в караимской вере Талмуда и наличие единокнижия. Единственная священная книга у караимов — Танах, практически это тот же Ветхий Завет.
Мне лично больше нравится легенда о том, что караимы – потомки хазаров, тех, кому собирался отомстить вещий Олег.
Иди по пути, и дорога куда-то приведет, но наш маршрут предопределен.
И, тем не менее, обнаружение в безлюдном лесу величественного портала все равно стало для нас неожиданностью, но мы смело шагнули в арочные ворота некрополя и оказались по ту сторону мира.
Читайте также “Тайны Крымского Стоунхенджа и горы Святого Ильи.”
Кладбище расположено в ущелье, по обе стороны которого вырастают два весьма крутых склона, и его территория вытянута с запада на восток. За счет такого необычного положения есть ощущение, что ты находишься в центре огромной воронки…
Куда ни глянь — везде погост. Могильные плиты хаотично расположены справа, слева, впереди, сзади. Деревья настолько высоки, что упираются в небо и зловеще скрипят, когда ветер треплет их верхушки.
В настоящее время здесь произрастают молодые деревья, а в прошлом стражами кладбища были старые дубы, рубить которые запрещалось. Этим деревьям поклонялись, возле них произносились молитвы. Название кладбище «Балта-Тиймез» с татарского переводится, как «Топор не тронет».
Надгробные плиты расположены перпендикулярно тропе на протяжении 500 метров. Характерно, что могилы ориентированы с севера на юг. Православные христиане захоранивают своих умерших с востока на запад.
Тысячи, тысячи могильных древних камней различной формы в безбрежном лесу скорее напоминают сад камней, чем привычный для современного взора погост. Памятники напоминают развернутые рукописные свитки, колыбели, лодки, некоторые – седла, которые, согласно преданию, клали на могилу воинов-всадников.
Надмогильные памятники – интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл.
Наиболее часто встречаются: одна или несколько окружностей, вписанных друг в друга – солярный знак; древний символ солнца; 3 или 5 окружностей – радуга – символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода; кипарис – дерево печали, величия; шестиконечная звезда – символ изобилия, красоты, любви; многогранники в окружности – универсальная схема, подчеркивает единство разных сфер бытия; многолепестковые розетки, вписанные в круг – эмблемы солнца – пожелание добра, удачи, благоденствия; ломаные линии, плетёнки, звезды в окружностях, мелкие цветы.
Некоторые надмогильные памятники имеют вид прямоугольных стел с полусферическим экраном и похожи на армянские хачкары. Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в западной Европе в XV – XVIII вв.
На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабалистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий.
Иосафатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале – их называют кенотафы или Йолджи–таш («йолджи» – путник, «таш» – камень) или Тикмэ-таш («тик» – прямо стоящий) – камень путнику в виде прямоугольника.
Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально – «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть, чтобы умер на чужбине, а не на родине.
Средневековый караимский некрополь имеет свою ауру и энергетику, кажется, там нет времени, и ощущение пространства там тоже стерто. При всей трагичности увиденного и некого культурологического шока, преследующего нас во время взаимодействия с этим удивительным местом, это не было угнетающим или депрессивным.
Читайте также “Дверь между миром людей и духов — зловещая Улуру.”
Поразительно, но даже если вы не склонны к глубоким размышлениям, то выйдете оттуда философами, переосмысливающими собственное бытие, ценящими прекрасные мгновения и любящими жизнь такой, какова она есть.
Тем более, хоть и робкая, но явная весна всей своей сутью уже проникла в наши мысли и желания.
Инга Хрулёва
фото автора