Восхождение в Иерусалим. Путевые заметки. Часть 3

 

Одна из туристок – Алена, доктор родом из Ленинграда, которая уже 18 лет живет в Тель-Авиве, обмолвилась, что старается каждый год посетить Иерусалим в составе русскоязычной группы, и все время открывает для себя что-то новое.

Выходит, и впрямь нельзя объять необъятное? Надеюсь, что мы хотя бы отчасти опровергли этот афоризм – благодаря экскурсоводу Марине Беляковой.

Восходящим потоком

По пути за окнами автобуса мелькнули белокаменные новостройки Тель-Авива.  В арабской деревне Абу-Гоша еще издали заметили грандиозную мечеть с четырьмя 50-метровыми минаретами, возведенную в марте 2014 года Рамзаном Кадыровым – главой Чеченской Республики России.

По его словам, по воле Аллаха (расщедрившегося аж на 10 млн. долларов – везет же Рамзану!) в память об отце и предках, живших на этой земле полтысячи лет назад.

В селении Эйн-Карем увидели храмы Горненского женского монастыря. Именно сюда, на землю будущей обители после Благой вести архангела Гавриила пришла из Назарета Дева Мария к своей родственнице Елисавете – матери Иоанна Крестителя.

Сретение Пресвятой Богородицы с праведной Елизаветой

Она шла поделиться радостью о будущем рождении Спасителя.  В центре селения до сих пор есть источник, из которого две святые жены пили воду.

Неподалеку строится скоростной мост, по которому из Тель-Авива до Иерусалима можно будет доехать на поезде всего за 28 минут.

Впрочем, как бы ни довелось добраться, с первых шагов по святой земле убеждаешься в правоте писательницы-репатриантки Татьяны Ахтман: «…Это город, в который восходят… оставляя у подножия обломки прежней жизни».

Восходящий поток полнится с каждым годом! Даже в обычный день большие автобусы заполнили все площадки. В одном только нашем было 59 человек.  В дни великих праздников, говорят, к каждой святыне надо выстоять многочасовую очередь.

В гробнице Богородицы

Святые места действительно потрясали, пробуждая мистическое ощущение личной причастности к многовековой истории.

Особая энергетика царит в Гробнице Богородицы – подземной церкви в форме креста, куда мы спускаемся по 48 ступеням широкой каменной лестницы.

Гробница Богородицы

Здесь, согласно преданию IV века н.э., после успения в Иерусалиме Дева Мария была похоронена апостолами вместе с родителями Иоакимом и Анной и супругом Иосифом.

За мраморной кувуклией (крохотной часовенкой с гробом Богородицы) находится наиболее почитаемая чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери – список с иконы работы евангелиста Луки, выполненный иконописцами Горненского монастыря.

Где с Богом шепчутся оливы

Гефсиманский сад

Побывали мы и в расположенной неподалеку францисканской 12-купольной Церкви всех наций, возведенной католиками из 12 стран мира в 1924 году по проекту архитектора Антонио Барлуцци  на фундаменте храма XII века, а, возможно, и византийского, IV века.

Она стоит на месте, где Иисус Христос совершил моление о чаше перед заключением под стражу. Камень, на котором, по преданию, молился Спаситель, расположен в алтаре за железной кованой оградой в виде терновых венцов.

Церковь всех наций

Этот храм находится в Гефсиманском саду – том самом, где Иисус провел последнюю ночь перед казнью. Кажется, что почтеннейшие свидетели – восемь монументальных олив возрастом в два с лишним тысячелетия, шелестя обильной листвой, стремясь поведать нам о последних часах земного бытия Спасителя.

Со смотровой площадки Елеонской горы открылась впечатляющая панорама Иерусалима, где древние строения гармонично вписались в современные кварталы – во многом благодаря облицовке новостроек иерусалимским камнем.

Храм скорби и чудес

Улицы строго город

Вдоль древних крепостных стен по узким мощеным улицам Старого города проходим к Храму Гроба Господня (Воскресения Христова), возведенному на месте, где Христос принял мученическую смерть, был погребен и воскрес.

Первая базилика появилась здесь еще в III-IV вв.  н.э., затем в середине XII века был построен храм в романском стиле – детище крестоносцев.

Экскурсовод Марина обращает наше внимание на небольшой прямоугольный деревянный настил близ входа: оказывается, под ним находится исследованный учеными саркофаг с останками известного крестоносца Филиппа Дубиньи.

Ныне Храм Гроба Господня – комплекс шести конфессий христианской церкви. Любопытно, что вследствие постоянных конфликтов за первенство ключи от Храма и право закрывать и открывать Храм еще в XII в.

Салах ад Дин, а, может, и его предшественник, точно неизвестно, отдал двум мусульманским семьям – Нусейбе и Аль-Джауда Аль. Семья Нусейбе имеет право открывать Храм, а семья Аль-Джауда хранит ключи.

Голгофа

Здесь ежегодно в Великую субботу накануне светлой Пасхи проходит церемония схождения Благодатного огня. Говорят, тогда в Храме начинают мироточить иконы и фрески с изображением Спасителя.

Знак свыше

На левой стороне портала главного входа  средняя из трех колонн имеет глубокую продольную трещину, появившуюся в Великую субботу 1579 года.

Тогда священникам армянской церкви удалось получить у султана Османской империи Мурада III и местного градоначальства разрешение единолично принимать Благодатный Огонь.

Служители и прихожане других конфессий были удалены из Храма. И вдруг… с неба раздался громовой удар, сверкнул луч, снайперски точно попав в колонну, у которой находился православный патриарх Софроний IV.

Из колонны во все стороны брызнули огненные всплески и зажгли свечу у патриарха, а от нее – свечи у всех свидетелей этого чуда.

Воззвать к Всевышнему

Запечатлелась в памяти и монолитная Стена плача на склоне Храмовой горы. Считается, что здесь происходили знаковые события, описанные в Ветхом завете: например, испытание Авраама, от которого Бог потребовал принесения в жертву единственного сына.

Священно это место и для мусульман, ибо наверху находится мечеть Купол Скалы с выступающим камнем, с которого пророк Мухаммед вознесся на небо на крылатом коне.

Ныне к стене практически не протолкнуться, ибо в микрорасщелину между камнями, если повезет обнаружить таковую, можно положить, словно в почтовый ящик, записку, адресованную самому Всевышнему.

Рукописи не горят

Поклон тебе, святой Иерусалим!

Я эту землю увидать не чаял,

И мой восторг пред нею нескончаем…

***

Во все века, в любой одежде

Родной, святой Иерусалим

Пребудет тот же, что и прежде,

Как твердь небесная над ним!

Это стихи не израильских, а самых что ни на есть советских поэтов. Первое  – Андрея Дементьева, второе – Самуила Маршака. Они не были опубликованы в союзных собраниях сочинений, но ведь рукописи не горят! Тем более если их хранят потомки…

Ольга Сигачева

Фото автора, otzyv.ru, sammellust.ferdinandeum.at

Loading

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...