Виа феррата в Крыму: риск на грани безопасности

Активный отдых в Крыму многообразен благодаря уникальному ландшафту полуострова. Мягкий климат и прекрасные виды Южного берега, вдоль которого идёт гряда Крымских гор, особо привлекает любителей скалолазания, тем более что в последнее время появился очень популярный способ покорения вершин, не требующий спецподготовки и опыта, – виа феррата (via ferrata).

Это специально оборудованный маршрут, который даёт возможность подняться практически любому здоровому человеку туда, куда раньше могли взойти только спортсмены.

Испытать незабываемое ощущение риска при полной гарантии безопасности, а также увидеть с высоты птичьего полёта прекрасную панораму живописной части Южного берега Крыма и сделать свои самые лучшие фотографии на память.

Рассказать о том, что представляют собой наши маршруты виа феррата мы попросили руководителя туристического направления компании «Морчека Технолоджи Эдвенчер» Екатерину Леонтьеву.

– Екатерина, я знаю, что комплекс маршрутов виа ферраты в Крыму и проект «Большая Севастопольская тропа» получили гран-при в номинации «Лучший спортивный маршрут 2019». Прежде чем начать разговор, скажите, пожалуйста, что означает такое красивое, но непонятное название «виа феррата»?

– Виа феррата в переводе с итальянского это железная дорога или тропа из железа. И представляет собой участки горного маршрута, которые оборудованы стальным тросом для страховки и стальными скобами в качестве упоров для рук и ног.

Кое-где этих скоб может не быть, может использоваться только горный рельеф. Но трос есть везде. Виа феррата позволяет даже людям, не занимающимся скалолазанием и альпинизмом, взойти на вершину, почувствовать себя настоящими экстремалами, настоящими покорителями вершин.

– Вы представляете компанию творческих людей, которые придумали эту идею для Севастополя. Но ведь сама по себе виа феррата не нова в мире. Что из мирового опыта вы взяли, а что явилось вашим ноу-хау при реализации проекта?

– Инициатором виа ферраты, ее идейным вдохновителем был Юрий Игоревич Круглов, очень известный человек в городе Севастополе, восходитель на восьмитысячник, президент Федерации альпинизма и скалолазания города Севастополя, «Снежный барс». Очень много можно перечислять регалий.

Читайте также: «Эверест: цена восхождения. История Снежного барса»

Он был за рубежом, он видел виа феррату, он ходил по ним. И он решил этот опыт перенести в Крым, для того чтобы создать виа феррату, которая не уступала бы европейским аналогам. Он изучил и зарубежный опыт.

При проектировании и строительстве виа феррат в Крыму мы руководствовались Тирольской декларацией этического поведения в горах и принятого в 2017 году в Евросоюзе единого стандарта, касающийся проектирования и оборудования виа феррат.

Поэтому все её участки, существующие на данный момент, построены по европейскому утвержденному стандарту: сделаны грамотно и абсолютно безопасны.

 – То есть наша виа феррата имеет европейский уровень?

– Таких виа феррат, как у нас, в России нет. То есть аналоги только в Европе. Да, можно сказать, что мы вообще не уступаем европейским странам.

– Есть ли у нее какие-то особенности?

– Да, наша виа феррата хороша тем, что, во-первых, находится в шаговой доступности от трассы Севастополь – Ялта. Туда можно добраться на автомобиле, туда можно прийти по Большой Севастопольской тропе, можно добраться на общественном транспорте. Причём, она очень близко расположена к крупным городам.

Кроме того, она ведет на вершину – можно почувствовать себя настоящим альпинистом. И вокруг открывается замечательная панорама. Шикарные виды на мыс Сарыч, мыс Айя, на Батилиман урочище, на бухту Ласпи; а с гребня Ильяс-Кая видно даже всю Байдарскую долину.

Читайте также «Тайны Крымского Стоунхенджа и горы Святого Ильи»

В Китае, например, есть одна из многих виа феррат, которая, по-моему, называется «Тропа смерти». Там какие-то жуткие доски прогнившие, какие-то штыри торчат, и в год в пропасти навсегда остаются до 100 туристов. Это просто немыслимо! Насколько у нас она безопасна, чем это обеспечено?

– Но ведь на всех участках виа ферраты есть стальной трос, который предназначен для того, чтобы в него вщелкиваться усами самостраховки.

– То есть это страховка на уровне пояса?

– Да! И в случае срыва, человек просто на этой самостраховке повиснет. Но есть одно важное но: для виа феррат необходимы особые самостраховки, соответствующие евростандарту.

Обычные альпинистские, скалолазные, промальпинистские либо просто куски веревок – не подходят.

В начале каждого участка виа ферраты есть информационные щиты, где подробно написано о том, какое снаряжение необходимо для того, чтобы пройти маршрут.

Если соблюдать эти стандарты, то есть взять сертифицированное снаряжение, то идти по виа феррате будет абсолютно безопасно. Тем, кто не уверен в своих силах или психологически не совсем готов, можно нанять гида.

– Например, я неподготовленный турист, но захотела пойти на виа феррату, знаю, там есть несколько маршрутов. С чего мне следует начать?

– Если хотите и не уверены в том, что самостоятельно справитесь, вы можете позвонить в нашу компанию и заказать тур с гидом. Мы предоставим все необходимое сертифицированное снаряжение и квалифицированного гида. 

У всех наших гидов есть рации для связи и с другими гидами, и со спасотрядом. У них есть аптечка и все необходимое снаряжение для того, чтобы обеспечить людям верхнюю страховку, то есть дополнительную подстраховку.

– А были такие случаи, когда человек переоценил свои возможности? Пошел, а чувствует, что дальше идти не может? Как тогда быть?

– Гиды наши квалифицированы, они знают, как действовать в случае каких-то чрезвычайных ситуаций…

– То есть его можно спустить?

– Они смогут… Они смогут, если необходимо, его спустить или увести какими-то обходными тропами с маршрута.

– Кто может идти без гида и что нужно учесть?

– Виа феррата создавалась для всех. Она доступна всем абсолютно бесплатно. У неё есть 9 участков, которые, комбинируясь, представляют собой 16 маршрутов разной сложности. Есть участки достаточно легкие, которые могут пройти и детки 6 лет.

В начале каждого участка есть информационный щит. Поэтому тот, кто занимается спортом, хочет подняться сам и получить удовольствие, должен выбрать соответствующий его уровню физической подготовки маршрут.

Если у таких людей нет снаряжения или каких-то отдельных элементов, например, специальной самостраховки с амортизатором рывка для виа ферраты, они могут взять снаряжение в аренду.

Так как это горный маршрут, который имеет некие опасности, рекомендуется записать себе в телефон номер Центра гражданской защиты города Севастополя, там есть квалифицированный горноспасательный отряд, который в случае чего всегда придет на помощь.

Очень часто сталкиваемся с тем, что люди попадают в некую ситуацию в горах и не знают, что им делать. Начинают звонить своим знакомым, упуская при этом драгоценное время на спасение.

Читайте также: «Три универсальных правила выживания везде» 

Информационный щит

 – Скажите, пожалуйста, какие главные ошибки совершают люди на виа феррате?

– Прежде всего это отсутствие сертифицированного снаряжения. Дело в том, что на виа феррате возможен фактор рывка 5. Это даже скалолазов и альпинистов немного шокирует, потому что максимальный фактор рывка в скалолазании и в альпинизме равен 2. Поэтому обычные какие-то веревки… Вот при глубоком срыве в лучшем случае может пострадать позвоночник, в худшем случае страховочная цепь просто порвется. Я имею в виду самостраховку.

– Печальный будет исход, да?

– Конечно. Поэтому лучше позаботиться о том, чтобы было снаряжение. Кроме того, были случаи, когда люди переоценивали свои силы, шли на самый сложный участок на виа феррате и не могли там преодолеть его. И, ввиду отсутствия гида, который бы обеспечивал верхнюю страховку и вытащил их, тоже звонили спасателям.

Читайте также «Чем отличается скалолаз от альпиниста и как начать покорять вершины»

– Итак, человек на определённых участках имеет опору под ногами – металлические скобы, а на уровне пояса – страховку, которой он крепится за трос. Может, есть какие-то советы, как легче передвигаться?

– Особых приёмов передвижения нет. Вот главное: на самостраховке есть два уса, и ни в коем случае нельзя отщелкивать их от троса.

– Понятно.

– Это главный секрет, обязательное правило для сохранения своей жизни и здоровья.

– Как нужно одеваться, что брать с собой?

– Одежа должна быть удобной, не стесняющей движений, и по сезону. Удобной должна быть и обувь. Ни в коем случае не шлёпки, не сандалики, не балеточки, тем более не обувь на каблуках. Кроссовки лучше треккинговые или треккинговые ботинки – это самое то. Зимой лучше брать с собой дополнительно дождевичок, варежки, шапку, чтобы не замерзнуть, и термос с чаем А в тёплое время года рекомендуем брать не меньше 1,5 – 2 литров воды на человека. Не забудьте про фотоаппарат: виды там открываются  роскошные.

– Я знаю, что уже около 20 компаний делают туры в Крым на виа феррату. Уже целая экономика появилась: гиды, прокаты, туры. Это вообще всесезонный маршрут?

– Маршрут всесезонный. Виа феррата, она как раз и создавалась для того, чтобы привлекать туристов в Крым в любой сезон.

– А какие особенности в зависимости от времени года? И в какую погоду не стоит идти?

– Не стоит идти, конечно, в дождь, потому что это скользко, это просто неприятно. Кроме того, не рекомендуется ходить в сильный туман.

– Ветер, наверное, да?

– Ну ветер может принести некий дискомфорт. И, кроме того, конечно, не рекомендуем ходить ближе к вечеру, чтобы не заблудиться в темноте, потому что спуск предстоит по Большой Севастопольской тропе и можно уйти не туда, можно не успеть до темноты. Лучше, конечно, выбирать светлое время, выходить пораньше.

А есть какие-то противопоказания?

– Человек должен сам понимать, что это активный отдых и он связан все-таки с физическими нагрузками. Поэтому если человек знает, что ему физические нагрузки противопоказаны, долгая ходьба допустим, то, возможно, ему стоит отказаться от виа ферраты.

Хотя даже верхний возрастной ценз был около 80 лет. Из практики такие люди прекрасно себя чувствовали. В плане боязни высоты: были случаи, когда люди боялись высоты, но наши гиды психологически настолько помогали, что в конце маршрута люди уже очень уверенно проходил участки.

– Спасибо, Екатерина!

 Беседу провела Елена Озаренко

Фото: adventure.morcheka.ru, pikabu.ru, risk.ru

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...