Хочешь, мы улетим отсюда на воздушном шаре!
— Хочешь, мы улетим отсюда на воздушном шаре!
Именно такое неожиданное предложение полетать мне довелось услышать. Это случилось лет десять назад в Австралии. До этого я даже не пыталась мечтать о таком увлекательном приключении. Романтическом и почти неосуществимом.
— Ждите на днях звонка. Но будьте готовы: мы можем позвонить в любое время, когда погода позволит полеты. Обычно это рано утром — часа в 3-4. Утро — самое благоприятное время, тихое и безветренное. Полет продлится около часа.
— А как одеваться? Там на высоте, наверное, холодно, — я вспомнила, как во время полетов на самолете стюардесса объявляет, что за бортом -50 °C.
— Не тревожьтесь. Одевайтесь по погоде: на высоте 500 — 1000 метров такая же температура, как и на земле.
В назначенный день в указанном месте собралось около 8 человек — столько пассажиров вмещала корзина нашего воздушного шара, плюс пилот и несколько человек технического обслуживания.
Нас проинструктировали, в основном настраивали на необычное, но приятное путешествие. А после полета пообещали всех вернуть на базу, где нас должен ждать завтрак с шампанским и посвящение в воздухоплаватели. Воздухоплаватели — ах, красивое слово!
На минивэне мы добрались до эвкалиптового заказника, расположенного на берегу озера. Несколько раз пилот, симпатичный англичанин средних лет, с разных мест запускал в небо маленький воздушный шарик, наполненный гелевым газом, чтобы определить направление ветра и выстроить маршрут полета.
План был составлен, и всем предложили поучаствовать в подготовке воздушного шара к полету. Его раскладывают на земле так, чтобы стропы не перепутались, и специальный агрегат наполняет его горячим газом. И метры безжизненного материала, невзрачно лежащего на земле, начинают оживать, словно некий великан вдыхает в него жизнь. Подготовка длится около получаса.
Шар готов, и мы занимаем свои места. Четыре человека с одной стороны корзины, четыре — с другой. В центре — пилот, который добавляет «жара» в шар и объявляет:
— Ну что, поехали, дамы и господа!
Движение шара не чувствуется, так как летит он со скоростью ветра, а если закрыть глаза, то кажется, что стоишь на месте. Без преувеличения — полеты во сне и наяву. Как точно эти слова описывают движение шара.
Бесшумно, медленно наш шар удаляется от земли. Он реально плывет, парит, словно пушинка, невесомый, нереальный. На самом же деле, воздушный шар представляет собой значительный объект величиной с трехэтажный двухподъездный дом.
Мы поднимались над землей вместе с солнцем, предрассветные сумерки растворялись в утренних лучах, просыпались деревья, город, планета, демонстрируя нам свои прелести. Шар плыл над озером, островами, парками, крышами. Люди, заметив нас, махали руками, приветствуя, желая доброго дня и удачного полета.
Столица Австралии — симпатичный современный город. По количеству жителей такой же, как Севастополь.
Рассказывают, что в 50-60-х годах, когда Канберра активно застраивалась, существовал закон, запрещающий строить здания выше, чем близстоящие деревья. Что позволяло утопить город в зелени и тенистой свежести. Сейчас, конечно, все изменилось. Девелоперы возводят высотные дома, но все-таки они не преобладают в архитектуре столицы.
Когда шар летел низко над землей, всего на высоте 430 метров, мы прекрасно видели даже довольно мелкие предметы. Так, пролетая над лесом, мы видели стаю кенгуру и опоссумов, завидев на земле движущуюся тень от нашего шара, они разбегались в разные стороны.
Мы больше не завидовали прославленному зрению ястреба: нам было ясно, что и мы видим не хуже его.
С высоты красота природы выглядит абсолютной и бесконечной и позволяет человеку объективно взглянуть на «значимость» самого себя.
Хотя стоит признать, что обозрение городов с их идеальными квадратами и окружностями кварталов, серпантинами и лентами дорог и мостов смотрятся эффектно и вызывают гордость за архитекторов и градостроителей.
Приземление шара не ощущается, как и его взлет, хотя мастерство пилота — залог комфортного и безопасного путешествия. Мы приземлились мягко, не заметив, как моментально пролетело время.
Трудно забыть очарование этого приключения. Как свободно, весело чувствовали мы себя, всматриваясь в далекий, вечно раскрывающийся горизонт в поисках что-нибудь новенького.
Значительно позже в журнале «Наука и жизнь» мне случайно удалось прочесть занимательные воспоминания русского купца Елисея Полякова, который описал свое путешествие на воздушном шаре в 1899 году.
Удивительно, как схожи были наши впечатления. Он писал: «… Когда летели над сжатыми нивами. Крестьяне и крестьянки убирали хлеб. Заметив в небе наш шар, старый крестьянин оставил работу и, сняв шапку, вопрошал твердым, отчетливо слышным голосом:
— Откуда Бог несет?
— С Москвы, — отвечали мы с шара.
— Куда путь держите?
— В Ростов, дедушка. Да верно ли мы летим?
— Правей забирайте, вон на нашу колокольню, — и старик указывал вилами на сельскую церковь. Но, увы, в нашем экипаже забирать ни вправо, ни влево мы не могли».
И еще тогда мне представлялось, что парить над нашим благословенным полуостровом, с его неповторимыми живописными пейзажами, было бы невообразимым счастьем и радостью.
Какой это восторг видеть Крым с высоты птичьего полета! Кажется, что в этом году пора мечте осуществиться. Тем более в настоящее время это доступное развлечение.
Путешествия на воздушном шаре предлагает множество компаний, а лучшие места для полетов в Крыму: Белогорск, Белая скала (Ак-Кая), Коктебель, гора Климентьева и древний потухший вулкан Кара-Даг, Феодосия, живописная Феодосийская бухта, вершина Тепе-Оба, руины античных городищ, охваченные одним взором Черное и Азовское моря, озеро Сиваш.
Наступил день весеннего равноденствия, а значит, солнце из Южного полушария, из Австралии, переместилось в полушарие Северное — к нам, в Крым. Близится время исполнения желаний, и нельзя упустить возможность подняться над суетой.
Инга Хрулёва
Фото: Инга Хрулёва, Крым-Crimea, pixabay.com