Северо-Крымский канал: возвращение “большой воды” на полуостров
Вы когда-нибудь задумывались, что для вас важно на отдыхе? Конечно, в первую очередь большинство туристов назовут уютный номер в гостинице, удобную инфраструктуру, питание, уровень обслуживания, безопасность. Но мало кто назовёт то, что само по себе считается естественным – вода. А между тем она необходима на всех уровнях жизнедеятельности человека и тем более в сфере туризма.
Сами судите – находясь в номере или на пляже, в бассейне или бане, на лечебных процедурах – круглосуточный доступ к воде существенно поднимает уровень комфорта любого отдыха.
Крым – не исключение! И сегодня можно с уверенностью сказать, что полуостров, привлекающий к себе всё больше и больше туристов, наконец-то вернул себе «золотую жилу» – воду Северо-Крымского канала. Ведь именно эта водная магистраль всегда была основным источником по возмещению дефицита пресной воды на полуостров.
Восьмилетняя водная блокада в Крыму
В Крыму после государственного переворота в Киеве в 2014 году, когда Крым и Севастополь на основании результатов референдума стали частью России, представители новой украинской русофобной власти перекрыли Северо-Крымский канал, лишив часть Херсонской области Украины и весь Крым живительной влаги. Только русло из бетонных плит поросшее травой напоминало о былом изобилии.
Многие поля и сады засохли, а полуостров погрузился в долгую водную блокаду и экономию. И только 28 марта 2022 года, после признания независимости и начала освобождения Россией Донецкой и Луганской республик, Северо-Крымский канал ожил, “большая вода” снова пошла в Крым.
И что такого, – спросите вы? 8 лет полуостров выживал, просил у Бога снега и дождей, которые наполняли его водохранилища. Некоторые года были особо тяжёлые и воду давали по жёсткому графику. Вода стала одной из самых актуальных проблем в Крыму на долгие годы.
Страницы истории
Путёвка на всенародну стройку
Проблема водоснабжения засушливого Крыма всегда была актуальной. Ещё в 30-х годах XIX столетия светлые умы ломали голову над этим вопросом.
Тогда основатель прекрасного Никитского ботанического сада (Ялта) Христиан Стевен после очередной засухи предложил руководству республики построить канал от Днепра в Крым. Учитывая протяжённость и объём работ, сумма оказалась очень высокой и от идеи отказались.
Крыму по-прежнему не хватало воды и не найдя за это время лучшего варианта руководство СССР в лице генерального секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина в 1950 году (до передачи Крыма в состав Украинской ССР (1954 г.) принимает решение о «великой стройке коммунизма».
После 10-летнего проектирования в 1961 году началось масштабное строительство, не знающего аналогов в Европе. В Крым по комсомольским путёвкам прибыла молодёжь.
Подавляющая часть финансирования шла из общесоюзного бюджета. Всего на объекте приняли участие 10 тысяч человек – это были представители восемнадцати национальностей союзных республик СССР. В 1951 году Министерство связи СССР выпустило даже памятну почтовую марку.
Даешь воду всероссийской здравнице!
Это была настоящая всенародная стройка. Крым на долгие десятилетия станет советской здравницей, куда на отдых будут ездить взрослые и дети со всего Советского Союза. А вода из Днепра, идущая по Северо-Крымскому каналу, будет главным источником пресной воды (85%) на полуострове.
Первую очередь строительства – главную магистраль в 402,6 километров, берущей начало от Каховского водохранилища до Керчи, построили быстро – за 14 лет (1961-1975 гг.)
У города Таврийск ширина канала составляла 150 метров, а максимальная его глубина была до 7 метров.
По темпам ударного строительства этот объект сравнивали со строительством других крупных советских объектов, таких как, например, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (1938-1984 гг.), или Волжская гидроэлектростанции (1953-1961 гг.).
Будут потом и вторая и третья очередь (окончание в 1997 году). В итоге общая протяжённость водоносной магистрали со всеми его ответвлениями превысила 10 тысяч километров.
Не для кого не секрет, что во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Крыму досталось немало. Во время строительства только успевали обнаруживать неразорвавшиеся боеприпасы. Только за один год из земли было извлечено пять тысяч снарядов. Те, которые не удавалось обнаружить, взрывались, повреждая технику.
“Большая вода” – большие возможности
Северо-Крымский канал не только велик по протяжённости, но и сложен в конструкции. Дело в том, что северный Крым находится ниже уровня русла Днепра на несколько десятков метров. Поэтому канал – это целая система водозабора со станциями подъёма, насосными станциями и самотечными участками.
Со временем водоём стал любимым местом отдыха для местного населения. Здесь можно было натаскать раков или наудить рыбы.
Наличие такого объекта дало возможность активному развитию территорий. Северо-Крымский канал прямо и косвенно повлиял на сельское хозяйство и промышленность. Теперь в Крыму выращивали не только овощи, фрукты, ягоды, но и рис, пшеницу и другие сорта зерновых культур
Новая отрасль – орошаемое земледелие дала возможность на больших участках земли получать большие урожаи.
Начали разрастаться сёла, города и вся инфраструктура. С 1960 до 1970-х годов за счёт переселенцев и родившихся за эти годы детей, население Крыма увеличилось на полмиллиона человек. А курортная отрасль наконец стала снабжаться местными продуктами.
Вторая очередь строительства Северо-Крымского канала (1977-1985 гг.) увеличила поливные площади ещё на 80 тысяч гектаров. Третья очередь строительства (1986-1995 гг.) пришлась на тяжёлые годы.
В 1991 году, когда Советский Союз прекратил своё существование, финансирование сократилось, темпы строительства сошли на нет и важная часть проекта, а именно Западная ветка и прокладка путей к Южному берегу Крыма, были реализованы лишь частично.
Елена Озаренко
Фото: Управление информации и пресс-службы Главы Республики Крым, Википедия, pixabay