Главные опасности велосипедиста на дороге
Велопутешествие — это всегда приключение, но чтобы оно было максимально приятным, велосипедисту стоит помнить, что опасности на дороге могут быть разными и особенно их много в городе. По советам опытных велотуристов мы составили такой список.
Пешеходы
К сожалению, пешеходы представляют серьёзную опасность, так как могут шагнуть прямо под колёса.
Человек не всегда может оценить угрозу приближающегося на скорости небольшого по сравнению с машиной велосипеда. Пешеход может его просто не увидеть либо неправильно рассчитать соотношение «расстояние — скорость».
Поэтому велотурист обязан всегда быть начеку! В местах, где есть велодорожки, ему тоже надо сохранять бдительность. По велодорожкам свободно ходят люди, а также дети.
В таких местах можно максимально снизить скорость, а лучше и вовсе спешиться, так как люди не придерживаются какой-либо стороны, а дети и вовсе могут быть непредсказуемы.
Распахнутая дверь автомобиля
Если с распахнутой дверью припаркованного автомобиля, которую видно издалека, всё понятно, то как быть с той ситуацией, когда она открывается внезапно?
Последствия могут быть самыми негативными, вплоть до сотрясений и переломов. Среагировать практически невозможно по причине молниеносности происходящего и потока автомобилей слева.
Оценить, пустая машина или с людьми, порой бывает очень трудно. Поэтому важно быть крайне внимательным и объезжать такие авто на низкой скорости, на достаточном расстоянии.
В результате столкновения, скорее всего, виноват будет тот, кто распахнул дверь на дороге, не убедившись в безопасности. Однако велосипедист рискует не только получить серьёзные травмы, но и гнев водителя, машина которого будет повреждена.
Пешеходные переходы
Пешеходный переход для велосипедиста — это ещё одна реальная опасность на дороге. Правилами дорожного движения (ПДД) человеку запрещено пересекать пешеходный переход на велосипеде.
Нужно сойти со своего железного коня и катить его рядом с собой. Слепо доверять светофору тоже не стоит, необходимо убедиться, что ему ничего не угрожает как пешеходу.
Если же пересекать зебру верхом, особенно на неконтролируемом переходе, то риск дорожно-транспортного происшествия (ДТП) повышается в разы.
Это объясняется тем, что водители перед переходом ориентируются на скорость пешеходов и могут не успеть среагировать на манёвренный велосипед, у которого скорость в четыре раза выше.
Перекрёсток
Зелёный свет на перекрёстке
Перекрёсток должен быть местом повышенного внимания всех участников дорожного движения. Нельзя слепо доверять светофору, нужно оценивать ситуацию в совокупности с окружающей обстановкой.
Зелёный свет – не повод сразу трогаться с места. Тут вспоминается анекдот про грузина-таксиста, который рванул на красный, а когда на другом перекрёстке загорелся зеленый, он вдруг затормозил.
Пассажир спрашивает: “Почему вы поехали на красный?” “Потому, что я джигит”, — ответил тот. “А почему на зелёный остановились?” И водитель ответил: “А вдруг там другой джигит едет?”
Поэтому опасность на дороге представляет даже светофор! Разные бывают случаи: один водитель может поехать на запрещающий свет, потому что ему законы не писаны, а другой — по банальной невнимательности.
Большая машина рядом
Для велосипедиста опасна ситуация, когда он останавливается на крайней правой полосе у самого светофора (на красный), а слева останавливается машина больших габаритов.
Если велосипедист продолжит движение прямо или вправо, то он рискует быть сбитым боком большегруза.
Дело в том, что водитель его попросту не увидит, так как он окажется в слепой зоне его зеркал заднего вида.
Поэтому в подобной ситуации необходимо встать на одной линии с кабиной водителя или даже выдвинуться вперёд, чтобы он мог увидеть ещё одного участника движения. В противном случае, лучше отойти на обочину и переждать.
Это пригодится: “Советы велотуристам”
Обочина
Некоторые велосипедисты, особенно неопытные, жмутся к обочине, думая, что так будет безопасней. Однако это плохая привычка на оживлённой трассе.
Велосипедист такой же участник дорожного движения, и его действия на дороге регламентированы ПДД.
Если на дороге нет специальной велополосы, он должен двигаться в колонне и занимать место не более 1 метра от края дороги.
Если же прижаться к обочине, то другие водители расценят это как повод к обгону. Он может стать причиной ДТП, так как между машиной, встречной полосой и велосипедистом остаётся очень маленькое расстояние, которое никому не даёт возможности для манёвра.
Кроме того, обочина часто имеет дефекты в асфальтовом покрытии: ямы, трещины, бугры. Также на ней чаще всего можно наехать на гвозди или другие острые предметы, повредив шину. Падение велосипедиста может спровоцировать ДТП.
Если велосипедист всё же разрешает себя обгонять, прижимаясь к обочине, то нужно это делать осмысленно в определённое время на подходящем для этого участке дороги.
Песок на асфальте и рельсы
Это ещё одна опасность на дороге. Если на повороте окажется песок, а велотурист не проявит бдительность, то этов лучшем случае грозит серьёзными ушибами и травмами .
Дело в том, что на таком участке сцепление шин с дорогой существенно снижается и путешественник рискует получить травмы бедра, плеча и головы.
Такие же травмы можно получить, пересекая рельсы по диагонали. Для этого даже не требуется булгаковский сюжет с пролитым маслом. Достаточно, чтобы рельсы были просто влажные от росы, тумана или дождя.
Но и сухие рельсы могут стать опасными, если ехать по ним на лысой резине.
Одним словом, на поворотах нужно притормаживать и быть внимательным, а рельсы пересекать поперёк или спешившись. В любых путешествиях не будет лишней защитная экипировка.
Сумерки
Если с ночью всё понятно, то сумерки — это такое время суток, когда кто-то ещё всё видит, а кто-то уже нет. Это про водителей, у которых и так ограничен обзор капотом и лобовым стеклом, так ещё светящаяся приборная панель мешает.
Глаза попросту не успевают адаптироваться в режим “свет-тьма”. По этой причине водители зачастую видят пешеходов и велосипедистов уже перед самым капотом.
Поэтому следует выделяться на дороге светоотражающими и светодиодными устройствами, которые следует крепить как на велосипед, так и на экипировку и одежду. Поможет выделиться на дороге яркая одежда.
Отвлекающие факторы
Современный мобильный телефон обладает многими функциями: фотоаппарат, видеокамера, плеер, диктофон и прочее. Конечно, не удивительно, что именно он является главным отвлекающим фактором на дороге.
Глаза и уши на дороге передают нашему мозгу обилие информации, которая нам помогает оценить ситуацию и принять своевременное решение.
Если уши заняты прослушиванием любимой аудиокниги или музыки, то есть риск не услышать полифонию звуков городской дороги, которая кричит вам. Итог может быть плачевным.
На заметку туристу: “Три универсальных правила выживания везде”
Вывод
Опытные велотуристы советуют: путешествовать по дорогам нужно так, как будто вас не видят, думать за них, быть предельно внимательным и осторожным. Опасности на дороге существуют везде, поэтому не стоит доверять ни светофорам, ни пешеходам, ни водителям.
Главное – иметь трезвую голову, и, конечно, исправные тормоза, защитную экипировку (шлем, наколенники, налокотники, перчатки), светоотражающие и светодиодные приспособления, звуковой сигнал для пешеходов и ультразвуковой пугач от животных.
Не стоит также трогаться в путь, когда есть усталость, так как в этом состоянии снижается концентрация внимания.
Помните, что среди всех участников дорожного движения велосипедист, кроме пешехода, является самым незащищённым, и жизнь у него одна.
Ангела-хранителя вам в дорогу и светлой головы!
Елена Озаренко